Пятница
29.03.2024
18:52
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя русского языка
Медведевой Ольги Алексеевны
Главная Регистрация Вход
Внеурочная деятельность »
Медведева О.А.

Меню сайта

Погода

 

Факультатив

"Развитие речи по картинам художников"

 

Родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

К.Д. Ушинский

Общеизвестно воздействие искусства на умственное и эстети­ческое развитие ребенка. Велика его роль и в развитии речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Речь детей таких характеризуется бедностью и ограниченнос­тью словарного запаса, неразвитой связной речью. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной кар­тине дети перечисляют изображенные предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени. В работе по серии картин они не могут определить последовательности событий, выявить причинно-следственные отношения.

Основная задача занятий - обогащение словаря, развитие монологической речи и диалога, опираясь на картины и репродукции картин русских художников. Развивать речь детей – это, значит, научить их наблю­дать явления и предметы окружающего мира, уметь сравнивать их, связно рассказывать о том, что видит, слышит, ощущает и чувс­твует ребенок, то есть развивать мышление, воображение, форми­ровать навыки наблюдения, изложение своих мыслей.

Основная цель работы с картиной - научить детей восприни­мать художественное произведение в целом и во всех его деталях, уметь правильно и образно передать смысл и содержание увиден­ного, развивать эмоционально чувственный мир ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа факультатива.

Разработки занятий факультатива.

Живопись в поэзии.

 

Развитие речи учащихся через театральную деятельность 

Проблема — Уровень развития связной речи детей с нарушением интеллекта не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Цель — развитие связной речи и эмоциональности у детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

*    Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей;

* Закрепить умение логично и связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения;

*    Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;

*  Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, выставок;

*    Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

Развивающие:

*    Развивать интонационный строй речи детей;

*    Развивать речь детей как средство общения;

*    Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами;

*    Развивать умение согласовывать тему театрализованной игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

Воспитательные:

*    Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;

*    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

 

Актуальность:

    Развитие общества и развитие цивилизации ставит перед  современным человеком новые проблемы. Одна из них - воздействие неблагополучных социально-экономических и экологических факторов, приводящих к ухудшению здоровья населения,  оказывающих негативное  влияние на подрастающее поколение.  
    В связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Главной целью   работы   с умственно отсталым ребёнком считается развитие его автономии, персонализации и социализации в рамках имеющихся у него реальных возможностей. Специального внимания заслуживает тренировка у детей тактильной, глубокой чувствительности, слуха, зрения и других чувств для  развития более дифференцированного и активного восприятия окружающего мира. Совершенствование общей и особенно тонкой моторики, пространственной оценки движений не только расширяет возможности перемещения и знакомства с окружающим миром, участия в занятиях и играх, но и улучшает корректировку речи и мышления.Практика   показывает, что вся коррекционная работа даёт положительный результат только тогда, когда она опирается на наглядно-практическую деятельность. Детям с умственной отсталостью легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде, так как особые затруднения у детей постоянно возникают из-за грубых речевых нарушений.
      Идеальным средством развития и коррекции  ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является театрально-игровая деятельность.

   Почему именно театрально-игровая деятельность?  Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психотерапии. 
 
Именно театрально-игровая деятельность  является одной из самых эффективных способов воздействия, в ней наиболее полно и ярко проявляется один из принципов специального коррекционного обучения: учить играя. Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.    Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, необходимо говорить четко, чтобы   все поняли.
 В театрализованной игре идёт активное развитие диалогической, эмоционально насыщенной речи. Дети лучше усваивают содержание простого произведения, логику, последовательность событий, их развитие.
Театрализация  способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
  
Основным моментом театрально-игровой деятельности является выполнение роли. В процессе игры дети обучаются создавать образ действием, словом, что дает им возможность активно развивать речевую деятельность.

Перспективный план 

Педагогическая диагностика  театрализованной деятельности детей 

 

 

                                                                                                                                                                   

Календарь